научно-исследовательская и инновационная деятельность

 С момента создания и на протяжении  уже более чем полувековой истории  «Ленаэропроект» продолжает осуществлять  законотворческую и научно-исследовательскую  деятельность  в области проектирования, строительства и эксплуатации аэродромов в сложных геоклиматических условиях. Институт активно участвует в международных программах и конференциях, связанных с применением в строительстве новых технологий, материалов и оборудования, научным исследованием проблем развития аэропортов гражданской авиации.

"Ленаэропроект" принял участие в III Национальной выставке-форуме инфраструктуры гражданской авиации NAIS-2016

В ходе насыщенной деловой программы первого дня работы форума состоялся ряд конференций, круглых столов, деловых встреч, посвящённых вопросам развития аэропортовой инфраструктуры РФ. Важным итогом работы в первый день форума стало подписание соглашения о сотрудничестве в сфере инноваций между ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» и ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект». Подписи под документом поставили Генеральный директор ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» Михаил Жеребцов и Заместитель генерального директора по научно-исследовательской работе ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» Виктор Вторушин.

Конференция «Аэропортовая сеть Российской Федерации: вызовы и возможности»

9 февраля 2016 г. в  рамках 3-ей Национальной выставки инфраструктуры гражданской авиации состоялась конференция на тему «Аэропортовая сеть Российской Федерации: вызовы и возможности»

На конференции обсуждались вопросы развития аэропортов местных воздушных линий с малой интенсивностью полетов, расположенных в районах крайнего севера, а также основные проблемы развития аэродромной сети арктической зоны Российской Федерации. Свое видение проблем представил заместитель генерального директора по научно-исследовательской работе ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» Виктор Вторушин в докладе «Основные проблемы развития аэродромной сети Арктической зоны РФ и пути их решения».

доклад           презентация часть 1       презентация часть 2

1 – 2 июля 2015 г. специалисты научно-исследовательского отдела ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» приняли участие в ежегодной международной конференции «Современные материалы, техника и технологии для содержания, проектирования и реконструкции аэродромов, оборудование для наземного обслуживания воздушных судов, пассажиров и багажа» подробнее..

 23 – 25 марта 2015 г. специалисты научно-исследовательского отдела ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» прошли начальный курс обучения по программе PLAXIS 3D    подробнее...

План НИР на 2015 г.

В текущем году институт выполнит три научно-исследовательские работы за счет собственных средств:
      1. НИР «Разработка рекомендаций по определению несущей способности покрытий аэродромов при испытании статическими нагрузками».
      Сроки выполнения: февраль 2015 – март 2016 г.
 Краткая аннотация:
      Разработка данного документа обусловлена тем, что в настоящее время в РФ отсутствует единая утвержденная методика определения несущей способности покрытий аэродромов с учётом рекомендаций ИКАО.
      Существующие Рекомендации по определению фактической несущей способности морально устарели, так как не учитывают эксплуатируемые в настоящее время воздушные суда и действующие нормативные требования к прочностному расчету покрытий, кроме того они предполагают субъективный подход исполнителя к решению основной задачи.
      
      2. НИР «Разработка методических рекомендаций по оценке эксплуатационно-технического состояния аэродромных покрытий».
      Сроки выполнения: февраль 2015 – март 2016 г.
      Необходимость разработки данного документа вызвана отсутствием Методики оценки технического состояния покрытий с помощью количественных показателей повреждений, которая в настоящее время отсутствует в РЭГА РФ-94.
      Представление данных об эксплуатационно - техническом состоянии аэродромных покрытий является составной частью разработки проектной документации и выполнения научно-исследовательских работ по заказам аэропортов России и стран СНГ.
      3. НИР «Разработка методических рекомендаций по проведению процедуры сертификации в системе ФАВТ материалов для эксплуатационно-технического содержания и восстановления искусственных покрытий аэродрома».
      Сроки выполнения: февраль 2015 – март 2016 г.
      Краткая аннотация:
      Разработка данного документа обусловлена отсутствием единой унифицированной методики проведения процедуры сертификации материалов для эксплуатационно-технического содержания и восстановления искусственных покрытий аэродрома.
      Существующее Руководство по сертификации материалов для эксплуатационно-технического содержания и восстановления искусственных покрытий аэродрома морально устарело, т.к. не учитывает специфику и особенности применения современных инновационных материалов, с учетом требований действующих нормативных документов, а также методику и методологию лабораторных сертификационных исследований по каждому отдельному типу применяемых материалов.
      
      4. Разработанные по результатам трех НИР рекомендации согласовываются и утверждаются в УАД ФАВТ Росавиации.
      
      5. Внедрение новых рекомендаций позволит повысить научно-технический уровень выпускаемой документации в части:
      - получения объективной информации о эксплуатационно-техническом состоянии, а также данных о фактической несущей способности аэродромных покрытий для принятия при разработке проектной документации обоснованных технических решений по реконструкции (методам восстановительного  ремонта) с учетом эксплуатации современных типов ВС.
      - выявления резерва прочности покрытий, в том числе в наиболее благоприятные для эксплуатации  ВС периоды года, к которым относятся летний и зимний периоды;
      - определения возможности эксплуатации сверх расчётных нагрузок, планируемых к эксплуатации на аэродроме в случае выявления резерва прочности покрытий;
      - уточнения режимов эксплуатации различных типов ВС, либо кардинальной корректировки ранее принятых;
      - определения соответствия фактических прочностных и эксплуатационно-технических характеристик, как конструкции покрытий в комплексе с основанием в целом, так и дифференцированно по отдельным слоям;
      - определения остаточного ресурса покрытий до их капитального ремонта или реконструкции;
      - создания единой унифицированной базы данных об эксплуатационно-техническом состоянии покрытий и прогнозирования мероприятий по продлению эксплуатационного ресурса обследованных (испытанных) аэродромных покрытий;
      - создания единой унифицированной базы данных материалов, применяемых для эксплуатационно-технического содержания и восстановления искусственных покрытий аэродрома с достоверными техническими характеристиками;
      - определения наиболее эффективных, надежных и долговечных материалов для эксплуатационно-технического содержания и восстановления искусственных покрытий аэродрома путем их технико-экономического сравнения;
      - ускорение процесса внедрения современных инновационных материалов для эксплуатационно-технического содержания и восстановления искусственных покрытий аэродрома.
 

Разработан новый стандарт предприятия по результатам НИОКР

Стандарт предприятия СТП  046-2014 «Расчет  и конструирование швов расширения на новых и эксплуатируемых жестких и смешанных аэродромных покрытиях с учетом природно-климатических факторов» разработан коллективом научно-исследовательского отдела аэродромов ОАО "ПИиНИИ ВТ "Ленаэропроект" в целях детализации отдельных положений Свода правил СП 121.13330.2012 «Аэродромы».  Актуализированная редакция  СНиП 32-03-96 «Аэродромы и СНиП 2.05.08-85 «Аэродромы» (применительно).

Документ устанавливает Методику  расчета параметров швов аэродромных покрытий при проектировании новых аэродромных покрытий жесткого и нежесткого типов, при реконструкции существующих покрытий жесткого и смешанного типа, а также при выполнении восстановительных работ на покрытиях с разрушениями в виде разрушения  цементобетона в зоне швов.

Положения СТП 046-2014 будут примененяться всеми подразделениями института, выполняющими проектные и расчетные работы аэродромных покрытий.

Подведены итоги работы Научно-исследовательского отдела института  за 2014 г.

В 2014 г. осуществлялась разработка НИР за счет собственных средств института:
- Разработка рекомендаций по  определению несущей способности покрытий аэродромов при испытании статическими нагрузками
- Разработка методических рекомендаций по оценке эксплуатационно-технического состояния аэродромных покрытий
В период 2013-2014 г.г. применена  в проектах строительства и реконструкции аэродромов Сабетта, Амдерма и Якутск инновационная технология закрепления слабых грунтов с применением отечественной добавки «Никофлок», что позволит сократить стоимость и сроки строительства за счет использования местных грунтов.
Полностью освоен и применен на 8 объектах метод радиолокационного зондирования грунтов оснований аэродромных покрытий. Это позволило получить дополнительную прибыль, повысить качество и  конкурентоспособность продукции института.
Подписан 4-х сторонний меморандум, в котором институт выступает техническим заказчиком в применении, адаптации и доработки высокоэффективных технологий с применением аппаратно-программных комплексов для получения и обработки данных по управлению жизненным циклом элементов аэродрома.
Эта НИР является пионерной не имеет аналогов в РФ, а ее результаты позволят оперативно решать комплекс научных и практических задач на любом этапе жизненного цикла аэродрома в области проектирования, строительства и эксплуатации.
В течении 2014 г. осуществлена реализация результатов НИОКР, выполненных в 2013 г. по заданию Росавиации. Так при проектировании реконструкции аэродромов с асфальтобетонным покрытием применены инновационные составы асфальтобетона со специальным полимербитумным вяжущим, обеспечивающим долговечность покрытия. Ведется совместная работа с ОАО «Газпромнефть» по внедрению новых составов асфальтобетонов в гражданской авиации и разработке соответствующего отраслевого нормативного документа
Результаты исследования новых эффективных конструкций упрощенного типа покрытий для аэродромов МВЛ применены при проектировании местных аэродромов Чукотки и Амурской области.
По данному вопросу Обществом был сделан научный доклад в октябре с.г. на научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект».
Осуществляется взаимодействие с ведущими высшими учебными заведениями ГАСУ, СПб ГУГА, МАДИ, Военной академией МТО, в которых специалисты Общества выступали с научными докладами.
В период 2013-2014 г. были проведены совместные исследования по применению инновационной технологии устройства сборных пластиковых колодцев для устройства водоотводных систем на аэродромах
Результаты этих исследований уже применяются в проектах инсти

"Ленаэропроект" на IV Международном форуме "Арктика: настоящее и будущее"

текст доклада        презентация

Заместитель генерального директора по инновационной деятельности и научно-исследовательской работе  Виктор Николаевич Вторушин принял участие в IV Международном  форуме "Арктика: настоящее и будущее", организованном Межрегиональной общественной  организацией "Ассоциация полярников".
На форуме обсуждались вопросы всестороннего содействия и поддержки государственной политики, направленной на освоение и социально-экономическое развитие полярных территорий.

Участники
- органы власти: Совет Федерации ФС РФ, Государственная Дума ФС РФ, органы государственной власти и местного самоуправления;
- предприятия-лидеры: промышленные, судостроительные, транспортные, нефтегазовые, финансовые компании;
- некоммерческие организации: общественные объединения, научные и исследовательские институты, экспертное сообщество.
Основные темы для обсуждения
  -  международное и межрегиональное сотрудничество в Арктике;
   -  развитие хозяйственной деятельности в Арктической зоне;
   -  модернизация транспортной системы Арктики;
   -  развитие опорной инфраструктуры Арктической зоны РФ;
   -  обеспечение экологической безопасности и безопасности жизнедеятельности в Арктической зоне РФ;
   -  решение социально-экономических проблем арктических регионов;
   -  организация и проведение научных исследований и полярных экспедиций;
   -  подготовка кадров для всех видов деятельности на территории Арктики;
   -  другие вопросы, касающиеся устойчивого развития Арктической зоны РФ.
В своем докладе «Проблемы развития аэропортовой инфраструктуры в Арктической зоне РФ» В.Н. Вторушин  подробно  проанализировал факторы, препятствующие развитию авиаперевозок и аэропортов МВЛ, предложил применение инновационной канадской технологии «Спранг» для строительства быстровозводимых (сборно-разборных) конструкций  в качестве одного из решений .